6.3. Этнические общности
Социальная общность — это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей.
Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.
Этнос (этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией. Признаками этноса выступают общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности, единый язык общения, культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.
Термин «этническая общность» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов, например славянская этническая общность. Тем не менее понятие «народ» не имеет пока четкого научного определения. Им обозначают и население (российский народ), и нацию (русский, украинский и т.д. народ), и людей низших социальных групп (простой народ). На сегодняшний день в науке утвердилось мнение о существовании четырех исторических типах этноса — это род, племя, народность, нация.
Род — это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) — наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.
По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена. Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.
Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.
Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства.
Становление народности — важный этап развития этноса. В то же время это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса — нация.
Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV—XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. — после создания Германской империи и единого итальянского государства.
Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций.Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает — именно благодаря своей многочисленности — ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.
В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства. В первом случае межнациональные отношения приобретают политическую окраску и неотделимы от внешнеполитической деятельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.
История знает немало примеров угнетения одной нации другой: украинцев и белорусов — поляками в период существования Речи Посполитой, ирландцев — англичанами, представителей балканских народов — турками и т.д. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным меньшинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильственной ассимиляции (поглощения одного народа другим) или насаждения доминирующей религии. Ограничения на национальной основе существовали до революции только по отношению к евреям, и то они носили, скорее, не национальный, а религиозный характер. Результатом взаимодействия народов России между собой стала аккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
В мире и по сей день возникают конфликты на почве национальной неприязни. Причины их многообразны. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с неравномерным распределением материальных и духовных благ, с дискриминацией (угнетением) или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. Не последнюю роль в развязывании национального конфликта играют предрассудки и стереотипы обыденного сознания людей.
Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отношений современного мира.
В настоящее время в США американские индейцы-аборигены проживают либо в городских гетто, либо в оставшихся в их владении резервациях, которые занимают 3 % континентальной части штатов. Наряду с индейцами коренными жителями страны являются мексиканцы. Их численность составляет по различным подсчетам от 10 до 13 млн человек. Они населяют главным образом территории тех штатов, которые были в разное время отторгнуты от Мексики: в Техасе, в Нью-Мехико, Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Вследствие проводимой в США политики мексиканцы, проживающие на своей исконной земле, утратили реальную возможность использовать свой родной испанский язык в области просвещения и суда.
В течение тысячелетия не прекращается борьба за свои права валлийцев, шотландцев и ирландцев, населяющих Великобританию. Как известно, Уэльс потерял независимость с принятием Акта об унии 1536 г. С независимостью Шотландии также было покончено в результате принятия Акта об унии в 1707 г. Не менее драматична судьба Ирландии. С целью ослабления национально-освободительного движения эта страна была расчленена на две части, вследствие чего было создано карликовое государство Северная Ирландия, попавшее под власть британской короны. Борьба ирландцев за свою независимость продолжается и поныне, и только с помощью военной мощи и интриг в разжигании религиозной розни между католиками и протестантами центральному правительству удается удерживать Северную Ирландию в составе своих владений.
Остро стоит вопрос межнациональных отношений и в Канаде, состоящей из английской и французской (провинция Квебек) частей. Кроме того, в стране насчитывается около миллиона индейцев и метисов, которым отведены земли в резервациях и отдаленных северных районах. Политические силы Квебека в течение длительного времени ведут борьбу за отделение франко-говорящей провинции от Канады или предоставление Квебеку статуса автономии в рамках конфедерации, однако вопрос о признании Канады как двухнационального государства остается открытым.
Сложными остаются отношения фламандцев и валлонцев в Бельгии. Тревожат мировую общественность сообщения о фактах напряженности между басками и каталонцами в Испании. На Корсике усиливается движение за отделение ее от Франции. Долгие годы Африку раздирают межнациональные противоречия, выливающиеся в военные конфликты.
Опыт межнациональных отношений в индустриально-развитых странах показывает, что проблемы в этой сфере требуют постоянного внимания и заботы со стороны государства. Они периодически обостряются, иногда до антагонизмов, и тогда разрешаются через вооруженные конфликты и даже национально-освободительные войны.
В различных странах в настоящее время идет борьба за предоставление или расширение прав автономии той или иной нации или этнической группе, проживающей в среде более многочисленного этноса. В рамках западной демократии действуют партии, массовые общественные организации и движения, выступающие в защиту прав национальных меньшинств. Эти движения часто называются сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования.
Идеального решения национального вопроса, возможно, не существует. Периоды относительно благополучных отношений между разными нациями в одном государстве могут смениться в связи с демографическими причинами, более быстрым ростом населения у ранее малой нации, у которой могут возникнуть потребности в увеличении территории проживания, в расширении представительства во властных структурах. В этих условиях возникает необходимость в корректировке государственной политики.
В то же время сейчас ни в одной стране в законодательстве нет положения о праве выхода какой-либо нации из состава государства. Раньше такое положение существовало в Конституции СССР, и оно было реализовано в 1991 г. В результате распада СССР за пределами России оказалась масса наших соотечественников, проживавших в бывших союзных республиках и оставшихся там на положении ущемленных в правах национальных меньшинств. Такая ситуация создала проблемы социального, экономического и политического характера. Многие семьи вынуждены были покинуть свое место жительства и переехать в Россию. До сих пор остро стоит проблема ущемления прав русского населения в Латвии, которая, несмотря на ее вступление в Европейское сообщество, продолжает проводить политику дискриминации.
Объектом политики выступают все нации и социально-этнические группы, но в качестве субъектов политики — лишь те из них, которые имеют возможность и способны участвовать в политике на уровне государства, т.е. способны переводить свои общенациональные интересы в организованную инициативу в деле обустройства государства, формирования и воплощения в жизнь его политики. Это участие в политике может осуществляться и непосредственно, и через само государство.
Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает национальное государство. Но мононациональных государств на планете осталось мало, большинство — многонациональные. Некоторые из них до определенного исторического этапа своего развития оставались унитарными, где господствующими культурами были культуры государство-образующих наций. Вследствие революций или реформаторских преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства.
Практика показывает, что федерация представляет цивилизованную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятельности наций. Дробление же государств по национальному признаку противоречит интересам экономики, успешному решению глобальных экологических проблем и не согласуется с интересами государство-образующих наций, положивших много сил на защиту безопасности своих государств, в том числе и проживающих в них малых народов. Однако новейшая история полна примеров борьбы различных национальностей за получение полной политической независимости или национальной автономии. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических отношений, на судьбу государств и международную политику, составляет этноцентризм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.
Несомненно, любая нация исключительна, потому что у нее особенный язык, особенные обычаи, особенная история, особенные традиции, особенная кухня и т.д. Эту исключительность следует даже рассматривать как положительное явление. Но выпячивание своей исключительности и отвергание всего, что не связано с собственной национальной культурой, несомненно, способствует национальной разобщенности и вражде.
Проявлением этноцентризма выступает национализм — идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды. Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и положительное. В последнее время вполне справедливо словом «национализм» обозначают течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любящих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своего народа и Отечества. Нельзя также отказывать в праве угнетенной нации бороться против своих угнетателей. В этих условиях национализм сплачивает нацию, формирует чувства патриотизма и гордости за свой народ, помогает организованной борьбе за свободу.
Тем не менее от понятия «национализм» следует отличать понятие патриотизм, которое представляет собой убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. Патриотизм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю. Это — признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом. Патриотизм — это глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.
Национализм в его положительных проявлениях — довольно редок. Чаще всего он порождает ненависть и вражду между народами. Национальная нетерпимость приводит к войнам, порабощению и истреблению людей. Крайней формой национализма выступает фашизм — идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций. Установление фашизма в качестве государственной идеологии привело, как известно, к
развязыванию Второй мировой войны и огромным человеческим жертвам.
Чтобы предотвратить возникновение национальных конфликтов, современное государство должно гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от ее национальной принадлежности, способствовать повышению уровня политической куль туры граждан и противодействовать всем проявлениям этноцентризма. .
Вопросы и задания
1. Что такое этнос? Каковы его признаки?
2. Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?
3. Какое значение имеет национальность? В каких условиях ее роль увеличивается, а в каких уменьшается?
4. В чем проявляются межнациональные отношения?
5. В чем состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите примеры таких конфликтов.
6. Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?
7. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности?
8. В чем сходство и различие национализма и патриотизма?
9. Сталкивались ли вы с проявлениями межнациональных отношений в своей жизни? В чем это проявлялось?
Добавить комментарий