8.4. Правосознание. Правоотношение
Поскольку право представляет собой социальное явление, то у людей, живущих в рамках одного общества, формируются определенные представления, чувства, взгляды по поводу права. Их совокупность и образует отношение людей к этому важному институту. В одних случаях люди превозносят право, возлагая именно на него свои надежды, в других, напротив, право ненавидят, доказывая его ненужность, неэффективность в решении конкретных проблем.
Современные юристы считают, что правосознание включает в себя два элемента.
1. Правовая психология.Человек в своих поступках всегда руководствуется определенными чувствами; на его поведение оказывает влияние настроение, переживания, которые появляются в результате формирования определенного отношения к праву. Со временный законодатель даже придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков.
2. Правовая идеология.У людей существуют также определенные убеждения, понятия, принципы в отношении права. Этот эле мент правосознания называют главным, ибо он связан с рациональным мышлением людей, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений.
По своему содержанию и глубине осмысления права выделяют обыденное правосознание, профессиональное и научное. Обыденное правосознание выражает массовое представление людей о праве, которое складывается на основе жизненного опыта, общей информации из газет, радио и телевидения. Профессиональное правосознание более глубокое. Оно складывается у профессиональных юристов, которые умеют грамотно толковать, применять нормы права и знают их роль в обществе. Научное правосознание выражается в концепциях, понятиях, которые складываются на основе исследования правовых явлений в теории и на практике.
Иногда в основу классификации видового разнообразия правосознания закладывается такой критерий, как субъект права. В этой связи выделяют индивидуальное правосознание, напрямую связанное с конкретной личностью, и коллективное, которое может выражать представления отдельных групп людей или всего населения страны.
Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям. Оно может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.
Деформация правосознания — это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении. В зависимости от характера искривлений можно выделить два типа деформаций — репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформации правосознания сотрудники правоохранительных органов воспринимают население как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия. В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь с преступными элементами, что свидетельствует об их криминальном перерождении.
Дефекты правосознания — это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности. К наиболее распространенным дефектам правового сознания относятся правовой идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.
Правовой идеализм — это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право. Идеалисты считают, что право защищает интересы граждан автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.
Правовой релятивизм — это дефект правосознания, выражающийся в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей представляет замаскированное беззаконие.
Правовой субъективизм — это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.
Правовой инфантилизм — это слабое знание права и отношение к нему как к явлению постороннему, далекому и не повседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.
Правовой нигилизм — это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений. Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.
Уровни правового нигилизма: 1) общесоциальный, для которого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур; 2) отдельных социальных структур — государственных, негосударственных, формальных и неформальных; 3) отдельной личности.
Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволило юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое назвали правовая культура. Это понятие более широкое, ибо включает в себя не только представления о праве, эмоции и чувства по поводу него, но и важное правовое поведение. Человек должен не только знать право, но и уметь руководствоваться им в своих поступках.
На правовую культуру общества большое влияние оказывает уровень правосознания и активности людей, живущих в обществе, уровень развития права, юридической техники и самих правовых норм, уровень юридической деятельности в области правотворчества, правоприменения, толкования и т.д. Опыт, накопленный за многие годы в области права, передавался из поколения в поколения, приобретая целенаправленный и закономерный характер. Это позволило говорить о правовом воспитании и правовом обучении людей.
В реальной жизни право регулирует более 70 % отношений, которые возникают в обществе. Общественное отношение, которое урегулировано нормами права, образует правоотношение. Однако любое правоотношение возникает на основе определенных жизненных обстоятельств. Кто-то решил купить машину — возникло правоотношение по договору купли-продажи. У кого-то сгорел дом — возникли правоотношения по выплате денег страховой компанией. Наступление таких жизненных обстоятельств приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Они называются юридическими фактами.
Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о фактическом составе. Например, для того, чтобы возникли пенсионные правоотношения, необходимо, чтобы гражданин достиг определенного возраста, имел трудовой стаж и оформил соответствующие документы в органах социальной защиты населения.
Все юридические факты можно разделить на две большие группы:
1) действия— юридические факты, которые связаны с волей и сознанием людей (например, дарение, поступление в вуз, перевозка груза и т.д.);
2) события — это юридические факты, которые не связаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая, тем не менее, правовые последствия (на пример, стихийные бедствия).
В основу данной классификации был положен критерий сознания личности. Однако юридические факты разделяются между собой и по правовым последствиям. В этой связи выделяют правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие юридические факты. В первом случае человек, устраиваясь на работу в фирму, вступает в трудовые правоотношения со своим работодателем. Во втором случае работник может переводиться на другую должность. А в третьем он вовсе увольняется, разрывая правоотношения.
В некоторых случаях один и тот же юридический факт может порождать различные правовые последствия. Смерть гражданина рассматривается и как правообразующий факт (открывается наследство), и как правоизменяющий (сын умершего становится ответственным квартиросъемщиком), и как правопрекращающий (прекращаются любые правоотношения).
Традиционно многие юристы делят правоотношения по отраслевому принципу на гражданские, уголовные, административные, трудовые и т.д.
Правоотношение как юридическая категория имеет свою структуру. В ней выделяются субъекты, объекты и содержание.
Людей и их объединения, которые участвуют в правоотношении, называют субъектами права. Ими могут быть физические лица — граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством; организации (государственные или негосударственные), социальные общности (народ, нация, население региона, трудовые коллективы и др.). В качестве субъекта права может выступать само государство. Например, согласно гражданскому законодательству клад, имеющий историческую, художественную ценность, поступает в распоряжение государства. Совокупность прав и обязанностей, которыми наделены субъекты права, образует их компетенцию.
Способность быть участником правоотношений называется правосубъектностью, которая состоит из правоспособности и дееспособности.
Правоспособность понимается как способность иметь определенные права. Она возникает у людей с момента рождения. Однако гражданские права закрепляются и за теми, кто еще не родился. Например, наследником по закону может быть лицо, зачатое до смерти наследователя и родившееся, после его смерти. Прекращается правоспособность в связи со смертью человека.
Дееспособность — это способность распоряжаться правами и нести обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет.
У физического лица как субъекта правоотношений обязательно должно быть имя. И участвовать в правоотношении можно только под своим именем. Имя человека включает в себя фамилию, собственно имя и отчество, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем. Выступать в правоотношениях под чужим именем невозможно, хотя это не лишает права человека использовать псевдоним (вымышленное имя). На основании закона граждане могут в некоторых случаях изменять свои имена или фамилии, что никак не влияет на их права.
У физического лица есть также определенное место жительства, место, где он фактически проживает. В том случае, когда неизвестно о месте пребывания гражданина и он фактически отсутствует по месту своего жительства, по решению суда через пять лет гражданин может быть объявлен умершим.
Законодательством предусмотрена возможность ограничивать в дееспособности отдельных людей. В Древнем Риме такие процедуры допускались в отношении расточителей, слабовольных, которым назначали попечителя, чтобы сохранить имущество и не допустить разорения.
Если гражданин страдает психическим расстройством, то над ним устанавливается опека. Он может быть признан недееспособным только по решению суда. Судебное рассмотрение вопроса осуществляется с обязательным участием прокурора. Опекун совершает все сделки от имени опекаемого. Гражданин также может быть ограничен в дееспособности при злоупотреблении спиртными напитками, употреблении наркотиков. Ограниченный в дееспособности человек лишь вправе совершать мелкие бытовые сделки.
Объектом правоотношения называют то, на что направлены права и обязанности субъектов права. Это могут быть материальные блага (вещи, ценности, имущество), нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и честь), продукты духовного творчества (произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги, документы.
Содержанием правоотношения называют совокупность прав и обязанностей, которыми наделены субъекты права. В литературе выделяют фактическое и юридическое содержание. К первому относятся сами действия, а ко второму — зафиксированная в действующем законодательстве возможность поступать или не поступать определенным образом.
Субъективное право — это мера возможного поведения участника правоотношений. Оно складывается из четырех правомочий: а) права совершать определенные действия, например заключить договор; б) права не совершать определенных действий, например не следовать рекомендации нотариально удостоверить договор; в) права требовать от другой стороны исполнения обязанности, например требовать соблюдения условий договора; г) права обратиться за защитой нарушенного права, например права обратиться в суд с заявлением о взыскании с обязанной стороны неустойки за несоблюдение договора.
Юридическая обязанность есть мера должного поведения участника правоотношений. Она имеет три формы: а) воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); б) совершение определенных действий (активное поведение); в) ограничения в правах личного, имущественного или организационного характера (меры юридической ответственности). Субъективное право и юридическая обязанность неразрывно связаны между собой: нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, как и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.
Вопросы и задания
1. Что представляет собой правосознание? Какова его структура?
2. Что такое деформация правосознания? Какие дефекты правосознания существуют? Почему правовой нигилизм — наиболее опасный для общества?
3. Что такое правовая культура? В чем состоит взаимосвязь правовой культуры и правосознания?
4. Что называют правоотношением? Приведите примеры вступления людей в правоотношения.
5. Объясните понятия «юридические факты», «фактический состав». Какие виды юридических фактов существуют? Приведите примеры.
6. Какова структура правоотношения?
7. Кто является субъектом правоотношения?
8. Как взаимосвязаны правоспособность и дееспособность? Как и при каких условиях дееспособность может быть ограничена?
9. Что выступает объектом правоотношения?
10. Что называют содержанием правоотношения? В чем выражаются права и обязанности?
11. Прочитайте следующее высказывание современного автора (Гриб В. В.Проблемы формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего):
«В процессе воздействия право оказывает влияние на формирование ценностных ориентации личности и на правовую культуру как часть общей культуры человека. Особую актуальность приобретают проблемы правовой культуры молодежи. Специфика сознания молодежи как социально-демографической группы, глубокая заинтересованность общества в целенаправленном правовом воздействии на правовое понимание молодых с целью формирования в нем устойчивых внутренних убеждений выдвинули на первое место проблемы объективных и субъективных факторов формирования ценностных ориентации, ведущих к правомерному поведению».
Объясните взгляд автора на роль правовой культуры и правового воспитания.
Добавить комментарий